Русская премия

КОГО МАНИТ АРГЕНТИНА?

23.12.2015 г. Официальный сайт Алексея Макушинского

Сергей Баталов о «Пароходе в Аргентину»

Алексей Макушинский – финалист последнего сезона премии «Большая книга», романист, эссеист и литературовед.

Новый роман Алексея Макушинского «Пароход в Аргентину» – роман неспешный. Подобно плавному движению настоящего парохода, его действие развивается неспешно, почти бессюжетно, события романа, как в жизни, спонтанны, случайны и вполне обыденны. Это роман-воспоминание, роман о прошлом, точнее, подобно шкатулке с двойным дном, о двух прошлых: история жизни великого архитектора Александра Воско передана посредством повествования об исследовании его биографии героем-рассказчиком, alter-ego автора, что позволяет смещать взгляд с одного времени на другое, с собственных воспоминаний автора на события жизни его персонажа.

Итак, действие романа течёт неторопливо, в нём мало событий, но много размышлений, деталей, разговоров и описаний. Всё это не мешает читателю с интересом следить за сюжетом, и, в общем-то, уяснить для себя как биографию великого архитектора, так и историю её исследователя.

Но будь это просто история об утраченном времени, говорить нам, возможно, было бы и не о чем. На самом же деле, это роман не столько о прошлом, сколько о вечном.

Архитектор Александр Воско (А.Н.В., Александр Николаевич Воскобойников), который едва появляется в романе, но о котором столько говорится в нём, – это пример высшего проявления русского национального духа. Он – художник, который полностью воплотил свой талант в невероятно сложных жизненных обстоятельствах. Он – один из титанов Серебряного века, чья судьба является примером тех невероятных творческих прорывов русских людей, которыми полна история века двадцатого.

И тут возникает вопрос: что в нашем характере есть такого, что позволяло появиться этим прорывам? Ответом на этот вопрос, размышлением о становлении русского гения и является роман Макушинского. Это повествование о судьбе и случайности, о природе и культуре, о гармонии и хаосе, о художнике и власти, о славе и одиночестве, о любви и страсти, о гении и жизни в тени великих. В конечном итоге, в биографии Александра Воско чудится некая воплощенная на практике философия, идея некоего русского дао, позволяющая не просто выжить там, где выжить, казалось бы, невозможно, но и попытаться преобразить окружающую действительность.

Это дао, этот путь русского творчества, как и положено любому пути, непостижим. И присущ любому творению, будь то литература, архитектура или человеческая биография. Или, говоря другими словами, «это ощущение осмысленного покоя, которое вызывают во мне А.Н.В. построенные дома, само по себе иронично, потому что смысл – есть, но смысл неуловим, не сводим ни к функции, ни к стилистическим цитатам, ни даже к законам гармонии (будь то золотое сечение или последовательность Фибоначчи, о котором и о которой в статьях, в интервью Alexandre Vosco говорит, вообще, немало) и что именно эта ироническая неуловимость смысла, смысла, который мы угадываем, но который в то же время от нас упорно ускользает, упрямо не дается нам в руки, что вот она-то и роднит, может быть, архитектуру, не архитектуру вообще, думал я, но вот именно эту, создаваемую Александром Воско, с теми, по видимости, случайными совпадениями, которые так сильно занимали его и, поскольку я занялся им самим, начали занимать и меня…». И далее, словами, которые произносят оба героя романа: «Никто не сумеет, наверно, сказать, привносим ли мы в мир этот смысл или открываем какой-то смысл, миру изначально присущий».

Такое вот отношение к искусству не как к объекту творчества, а, напротив, как к той силе, служению которой необходимо посвятить жизнь, отношение к себе как к инструменту для выявления этого смысла, мне кажется, и отличало наше национальное творчество в высшем его проявлении. И роман Алексея Макушинского, думается, именно об этом.

Так это или нет, но образ Александра Воско – это попытка создать столь чаемый в нашей литературе образ позитивного героя, положительный в высшем смысле слова литературный персонаж, который способен не просто отразить окружающую действительность, но и, как это бывает с настоящими литературными героями, преобразить её. Так, как преображали ландшафт реальности строения великого архитектора Александра Воско. И, может быть, тогда наша окружающая действительность, как это случалось в романе, со временем откликнется нашим чаяниям, в свою очередь, породив новых титанов российского духа. Если так, то максимально широкое прочтение этого романа способно не намного, но приблизить их появление. По-моему, только уже ради этого этот роман стоит прочесть. Прочтем?

Журнал «Кольцо А» №88 2015 год

07.12.2017
Рецензия Андрея Кузечкина на книгу Александра Гадоля
подробнее…

15.11.2017
Интервью с Михаилом Гиголашвили
подробнее…

13.11.2017
Татьяна Дагович о книге Александра Гадоля «Режиссёр. Инструкция освобождения»
подробнее…

25.10.2017
Лиза Хейден о книге Александра Гадоля «Режиссёр: инструкция освобождения» (М.: Эксмо – 2017)
подробнее…

14.03.2017
Антропология тюрьмы, свободы и страны
подробнее…

23.01.2017
Ольга Бугославская. УГРОЗА ЦУНАМИ. О книге: Валерий Бочков. Коронация Зверя
подробнее…

18.01.2017
Александр Кабанов: «Любовь — это зрада и перемога»
подробнее…

18.01.2017
Киевский литературный критик Юрий Володарский — о дерусификации Украины, проспекте Бандеры и писателях Донбасса
подробнее…

16.01.2017
Что почитать из лауреатов Премии Э. Хемингуэя?
подробнее…

15.12.2016
Илья ОДЕГОВ: «ЧИТАЛ ВСЁ, ДО ЧЕГО ДОТЯГИВАЛСЯ»
подробнее…

« следующая | предыдущая »

Официальный партнер «Русской премии»

Центр Ельцина

Информационные партнеры

Литературное Радио

Онлайн школа писательского мастерства

REGNUM