Русская премия

Проза прямого действия

13.04.2010 г. Газета «Коммерсант»

В «Президент-отеле» в Москве состоялось вручение наград «Русской премии», созданной фондом развития «Институт евразийских исследований» при поддержке Президентского центра Б. Н. Ельцина для русскоязычных писателей зарубежных стран. На мероприятии побывала АННА НАРИНСКАЯ.

 

В этом году «Русская премия» вручается в пятый раз, но для вашего корреспондента нынешняя церемония была первой, так что многое в устройстве этого действа показалось удивительным. Скажем, сцена, на которую писатели и поэты выходили за наградными дипломами, была украшена чем-то наподобие елочных гирлянд, которые, как оказалось, изображали звезды и были приурочены ко Дню космонавтики. Тематика этого праздника вообще главенствовала — публику во время пауз развлекал диджей, который ставил что-то неопределенно космическое, а так же почему-то песни The Beatles. Молодой человек и девушка, ведущие мероприятие, от диджея не отставали — они прочли стихи Хлебникова и Маяковского на космическую тему, а также сообщили, что «после полета Юрия Гарарина слово „космос“ вошло во все языки мира без перевода». Рискованность этого лингвистического тезиса как-то контрастировала с серьезностью выступления руководителя проекта Татьяны Восковской — она, говоря о геополитических изменениях сегодняшнего дня, которые, среди прочего, открывают новые горизонты перед «Русской премией», указала: «Нам надо, перефразируя президента Медведева, прибавить в работе».

 

Из рассказов старожилов, правда, выяснилось, что нынешняя церемония являет собой прямо-таки торжество сдержанности: когда премию вручали в первый раз, собравшихся развлекали костюмированные народные хоры, а лауреатам вручали бюсты Пушкина из чистого шоколада. На этот раз без шоколадных поэтов все-таки обошлись — давали только цветы, дипломы и денежные премии: $1,5 тыс. за третье место, $2 тыс.— за второе и $5 тыс.— за первое.

В номинации «Поэзия» третьим был рижанин Сергей Тимофеев (сборник «Просто комната»), вторым — Александр Кабанов из Киева (книга стихов «Бэтман Сагайдачный»), а первой — живущая сейчас в Калифорнии Мария Тиматкова (сборник «Настоящее имя»).

За «Малую прозу» вручили только две награды: третье место получил киевлянин Алексей Курилко, $2 тыс. решили никому не давать, а первое место присудили уроженцу Душанбе Алишеру Ниязову, пишущему под псевдонимом Алексей Торк.

Позиции в номинации «Крупная проза» распределились так: третья — «Белая голубка Кордовы» израильтянки Дины Рубиной, вторая — «Горсть праха» Андрея Иванова из Эстонии, первое место присудили роману Мириам Петросян из Армении «Дом, в котором…».

Об этом произведении надо сказать особо. Возможно, самое знаменательное в романе Мириам Петросян — это отношение к нему читателей, среди которых практически нет безразличных или высокомерно-равнодушных. Реакций встречается практически только две: или жесткая идиосинкразия, или абсолютное приятие взахлеб и со слезами на глазах.
Понять раздраженных легко — «Дом, в котором…» написан на том уровне звука и в той стилистике, которые давно и плотно утвердились на территории, находящейся «за гранью хорошего вкуса». Все герои поименованы многозначительными кличками: Сфинкс, Лорд, Волк, Помпей, Македонский и так далее. Все важные метафоры развернуты и продавлены так, что теряют всю свою возможную многозначность и превращаются в высокопарные утверждения: Дом (неизменно с большой буквы) противопоставлен «наружности», а трансформированная в инакость ущербность его обитателей — «целости», то есть обычности среднестатистических людей. Все беседы героев и их внутренние монологи написаны на том уровне надрывного напряжения, когда ком в горле — что персонажей, что автора — ощущается читателем прямо-таки физически, в лучших традициях журнала «Юность» 80-х годов. К тому же тех, кто ищет в этом романе гуманитарной тематики (формально книга — о детском доме для детей с физическими недостатками), чего-то вроде «Белого на черном» Рубена Гонсалеса Гальего, ждет если не разочарование, так уж точно недоумение — в параллельной вселенной этого текста инвалидные коляски и протезы героев выполняют не более чем роль особых отличий, на их месте вполне могли бы быть крылья или щупальца.

Понять восторгающихся вообще-то тоже легко — книга Мириам Петросян написана на том предельном уровне искренности, когда практически любой недостаток идет в зачет. Это летопись взросления, тягостного расставания с душевным пубертатом (совсем не обязательно совпадающего с выходом из соответствующего возраста). А наивность, напыщенность и самолюбование, смешанное с легким отвращением к себе,— непременные спутники этого периода жизни. При сильном желании «Дом, в котором…» можно воспринимать как ребус и не без занятности разгадывать (скажем, так: мир «Дома» — это фантастический мир, созданный в головах настоящих больных детей, чтобы отгородиться от страшный реальности). Но вообще-то этот текст отвергает любую изощренность. Он действует — на тех, на кого действует,— прямо и просто. Мистический мир оказывается спрятанным в незрелом надрыве и подростковых снах и отношениях — и оттого кажется совсем доступным. Тайные миры персонажей «Дома, в котором…» выросли из «секретиков», которые они, конечно же, закапывали в детстве. К «секретикам» же как-то странно подходить с критерием хорошего вкуса. Но дать премию — вполне можно.

07.12.2017
Рецензия Андрея Кузечкина на книгу Александра Гадоля
подробнее…

15.11.2017
Интервью с Михаилом Гиголашвили
подробнее…

13.11.2017
Татьяна Дагович о книге Александра Гадоля «Режиссёр. Инструкция освобождения»
подробнее…

25.10.2017
Лиза Хейден о книге Александра Гадоля «Режиссёр: инструкция освобождения» (М.: Эксмо – 2017)
подробнее…

14.03.2017
Антропология тюрьмы, свободы и страны
подробнее…

23.01.2017
Ольга Бугославская. УГРОЗА ЦУНАМИ. О книге: Валерий Бочков. Коронация Зверя
подробнее…

18.01.2017
Александр Кабанов: «Любовь — это зрада и перемога»
подробнее…

18.01.2017
Киевский литературный критик Юрий Володарский — о дерусификации Украины, проспекте Бандеры и писателях Донбасса
подробнее…

16.01.2017
Что почитать из лауреатов Премии Э. Хемингуэя?
подробнее…

15.12.2016
Илья ОДЕГОВ: «ЧИТАЛ ВСЁ, ДО ЧЕГО ДОТЯГИВАЛСЯ»
подробнее…

« следующая | предыдущая »

Официальный партнер «Русской премии»

Центр Ельцина

Информационные партнеры

Литературное Радио

Онлайн школа писательского мастерства

REGNUM