Русская премия

Любители древностей

12.10.2006 г. Газета «Культура»

Ян АЛЕКСАНДРОВ

«Ташкентский роман» Сухбата Афлатуни, вышедший отдельной книгой, — первое материальное воплощение не так давно учрежденной «Русской премии». Именно Афлатуни (настоящее имя — Евгений Абдуллаев) стал ее лауреатом, и теперь «Амфора» выпустила «Ташкентский роман» в твердой и кричаще яркой обложке, открыв им новую серию, в которой предполагается публиковать все наиболее значительные русскоязычные произведения молодых авторов стран СНГ.

Нужно сразу отметить, что книга Афлатуни меньше всего похожа на традиционный роман. Это нелинейное, нарочито мозаичное повествование, в котором вымысла гораздо больше, чем реализма, причем Афлатуни делает фантазии и игры подсознания полноправными героями этой странной истории. Ее действие, естественно, происходит в Ташкенте — городе, в котором сегодня языки, национальности, религии и традиции окончательно перепутались. Автору блестяще удается передать бурление жизни этого жаркого мегаполиса. Афлатуни не тратит времени на представление города или героев, он сразу «втягивает» читателя в эпицентр событий. Звуки, запахи, страсти, чьи-то обиды, надежды, боли и радости — ошарашенный читатель проглатывает страницу за страницей, не очень замечая, что давно путается в экзотических именах героев и их историях. Впрочем, и этот эффект калейдоскопа возникает неслучайно — Афлатуни выступает в роли эдакого создателя персидского ковра, в общей пестроте которого отдельные тона и узоры парадоксальным образом сохраняют свою оригинальность.

Многое станет понятно, если сказать, что главным действующим лицом романа является… археология. Да-да, именно наука о кропотливом поиске древностей и их датировке. Археология у Афлатуни — это и профессия, и род досуга, и страсть, и смысл жизни. Общение с землей, таящей в себе сокровища, оказывается, кардинальным образом влияет на характер и мировоззрение человека. «Ташкентский роман» — это как раз попытка разобраться в подобных метаморфозах, классифицировать их.

Обычно определение «постмодернистское произведение» — это неутешительный диагноз, отбивающий всякое желание читать книгу, однако в случае с «Ташкентским романом» его можно считать, скорее, похвалой. Эта книга — образцовое постмодернистское сочинение, в котором фэнтези искусно сочетается с историей, а зарисовки человеческих судеб — с многочисленными цитатами, перефразами и отсылками к мировой истории и философии. Русский это роман или узбекский? Конечно, вопрос о национальности произведения можно счесть неполиткорректным, но, думаю, столь необычная проза могла родиться только на стыке культур. Так что остается только ждать от «Русской премии» новых открытий.

Афлатуни С. «Ташкентский роман». СПб.: «Амфора», 2006.

07.12.2017
Рецензия Андрея Кузечкина на книгу Александра Гадоля
подробнее…

15.11.2017
Интервью с Михаилом Гиголашвили
подробнее…

13.11.2017
Татьяна Дагович о книге Александра Гадоля «Режиссёр. Инструкция освобождения»
подробнее…

25.10.2017
Лиза Хейден о книге Александра Гадоля «Режиссёр: инструкция освобождения» (М.: Эксмо – 2017)
подробнее…

14.03.2017
Антропология тюрьмы, свободы и страны
подробнее…

23.01.2017
Ольга Бугославская. УГРОЗА ЦУНАМИ. О книге: Валерий Бочков. Коронация Зверя
подробнее…

18.01.2017
Александр Кабанов: «Любовь — это зрада и перемога»
подробнее…

18.01.2017
Киевский литературный критик Юрий Володарский — о дерусификации Украины, проспекте Бандеры и писателях Донбасса
подробнее…

16.01.2017
Что почитать из лауреатов Премии Э. Хемингуэя?
подробнее…

15.12.2016
Илья ОДЕГОВ: «ЧИТАЛ ВСЁ, ДО ЧЕГО ДОТЯГИВАЛСЯ»
подробнее…

« следующая | предыдущая »

Официальный партнер «Русской премии»

Центр Ельцина

Информационные партнеры

Литературное Радио

Онлайн школа писательского мастерства

REGNUM