Русская премия

Узбекский словарь

15.10.2006 г. «Книжное обозрение»

Узбекский словарь

«Ташкентский роман» – это живая, трепещущая смесь иллюзии с реальностью. Вместе с героями читатель блуждает по закоулкам их памяти, места действия сменяются неуловимо быстро. Современный Ташкент становится Прагой времен Второй мировой войны, Прага растворяется – и сквозь ее неясные очертания проступает темная келья подземного монастыря… Герои то сливаются в одно лицо, то разбиваются на множество пестрых персонажей, не связанных друг с другом и вместе с тем переживающих жизнь – одну Жизнь на всех.

Сухбат Афлатуни (настоящее имя – Евгений Абдуллаев, лауреат конкурса «Русская премия») выстраивает свой Ташкент словами, фразами и многочисленными метафорами, такими сочными и живыми, что они вызывают нескончаемый поток ассоциаций и видений. Трогательный дракон – одно из воплощений Времени – похож на печальную собачку: «Он никому не причиняет зла, никогда не приходит без спросу. Он скромен и божеством себя не считает… Вообще ничем себя не считает…» Ангелы сна сидят с раскрытыми глазами, если человек не спит, слушают воспоминания с помощью старенького радиоприемника.

В центре романа – молодая женщина Лаги (Луиза), которая медленно переходит из реального мира в мир, предсказанный и описанный Маджусом – своеобразным святым, пророком. Лаги, влюбившись и забеременев, слышит проклятие отца, и в этой ситуации – «проклятие-прощение» – открывается условность многовековых традиций.

Через весь роман четко проходит тема буддизма. Но и этот тяжелый, многовековой вопрос автор поворачивает к читателю со всех сторон – в том числе и с иронической.

Нельзя не отметить определенное сходство «Ташкентского романа» с «Хазарским словарем» Павича. Жизни прошлых поколений – ключи к пониманию жизней поколения настоящего. Нужно внимательно вчитываться в каждое предложение, чтобы не упустить подсказки, понять неумолимый ход времени.

Кира Таран

07.12.2017
Рецензия Андрея Кузечкина на книгу Александра Гадоля
подробнее…

15.11.2017
Интервью с Михаилом Гиголашвили
подробнее…

13.11.2017
Татьяна Дагович о книге Александра Гадоля «Режиссёр. Инструкция освобождения»
подробнее…

25.10.2017
Лиза Хейден о книге Александра Гадоля «Режиссёр: инструкция освобождения» (М.: Эксмо – 2017)
подробнее…

14.03.2017
Антропология тюрьмы, свободы и страны
подробнее…

23.01.2017
Ольга Бугославская. УГРОЗА ЦУНАМИ. О книге: Валерий Бочков. Коронация Зверя
подробнее…

18.01.2017
Александр Кабанов: «Любовь — это зрада и перемога»
подробнее…

18.01.2017
Киевский литературный критик Юрий Володарский — о дерусификации Украины, проспекте Бандеры и писателях Донбасса
подробнее…

16.01.2017
Что почитать из лауреатов Премии Э. Хемингуэя?
подробнее…

15.12.2016
Илья ОДЕГОВ: «ЧИТАЛ ВСЁ, ДО ЧЕГО ДОТЯГИВАЛСЯ»
подробнее…

« следующая | предыдущая »

Официальный партнер «Русской премии»

Центр Ельцина

Информационные партнеры

Литературное Радио

Онлайн школа писательского мастерства

REGNUM