Русская премия

15 октября в Союзе писателей Эстонии пройдет презентация новой книги поэта и прозаика, члена жюри «Русской Премии» 2008 года Елены Скульской

13.10.2008 г.

15 октября в Союзе писателей Эстонии пройдет презентация новой книги поэта и прозаика, члена жюри «Русской Премии» нынешнего года Елены Скульской «Любовь» и другие рассказы о любви", выпущенной издательством «MEIE RAAMAT». Книга составлена из трех частей. Первую образуют рассказы, за которые писательница удостоена звания Лауреата Международной «Русской Премии». Вручая премию в Москве в апреле 2008 года, член попечительского совета «Русской Премии» директор Государственного архива Российской Федерации профессор Сергей Мироненко сказал: «Эти рассказы отличает богатство и утонченность языка, насыщенная метафоричность, создающая особую поэтическую картину мира». Практически все рассказы, вошедшие в книгу, были предварительно опубликованы в журналах «Дружба народов» и «Звезда». Вторая часть «Тексты, авторы и персонажи» — эссе о литературе и литераторах, зарисовки, беседы; среди героев этого раздела российские и эстонские писатели, артисты, режиссеры: Андрей Арьев, Эдвард Радзинский, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Николай Крыщук, Сергей Юрский, Юрий Норштейн, Яан Кросс, Самуил Лурье, Валерий Золотухин, Евгений Рейн, Леннарт Мери, Энн Ветемаа, Булат Окуджава, Натан Эйдельман, Борис Стругацкий, Сергей Каледин. Третья часть «Портреты» — новеллы о Сергее Довлатове, Юхане Вийдинге и Григории Скульском.

Литературный критик Олег Дарк о книге Елены Скульской:

Собрание разножанровых произведений: рассказы, эссе, мемуары (мемуарные новеллы) — между которыми, несколько во французском вкусе, не делается различий. Точнее — эти различия размываются: эссеистическая, мемуарная, собственно художественная (фикшн) переходят друг в друга и друг под друга маскируются.

Все эти произведения, реален ли их герой (современный поэт или прозаик), или он — чужой известный персонаж (Дон Жуан, Ромео или Гамлет, Арбенин) или творческая собственность автора, — фантазии на заданную тему (персонаж, сюжет, какая-то история), почти в точном смысле музыкального термина, когда, отталкиваясь от какой-то заурядной детали или ситуации, автор все дальше уходит от нее, деформируя, преображая до неузнаваемости, двигаясь расширяющими метафорическими кругами.

Это сюжеты-грезы: о Валере Попове, оказавшемся на литературном вечере и тут же очень медленно и последовательно производящем из фамилии известного драматурга название для специального, особенным образом смятого пиджака, о другом Попове — Евгении, подарившем (а, скорее всего, НЕ дарившем) автору-герою значок дружинника. Или о безымянном влюбленном пациенте психиатрической клиники (кажется — из его кружащегося монолога не до конца ясно, что за место, куда его «иногда привозит жена»: «Сначала я не испытывал с ее стороны никакого ответного чувства. Но потом она сама вдруг привязалась ко мне так, что я стал ее обнимать. Я стал ее обнимать пока еще только мысленно, потому что это было, по сути, невозможно. Она сидела на диване и кормила грудью собачку. Потом достала большую английскую булавку и скрепила ею груди до следующего кормления. Тогда я лег лицом на стол, как рыбой» (рассказ «Слабый человек»). Эти круги-метафоры над крошечным пятачком, где начиналось действие, можно множить и ширить.

Иногда небольшие, самостоятельные фантазии вторгаются в только ассоциативно связанные с ними сюжеты, как вот та с Гоголем, который «ворочался бы с боку на бок в гробу от удовольствия видеть угольно-черные выпуклости во мраке с умытыми белыми, спокойными черепами – масками смерти…» (вкрапленная миниатюра) — это в длинном эссе (а точнее, каскаде эссе, переходящих друг в друга) «Прогулки по Мадриду», главная тема которого — постоянная и не оставляющая испанцев любовь к смерти (и в этом постоянстве привязанности — их преимущество перед Гоголем, который любил смерть только время от времени).

Лучший из рассказов — «Сирень», чудесная фантазия (и автора, и его героя — уже внутри произведения) о писателе, который пишет о сложных любовных переплетениях его повседневной жизни (потому что ни о чем другом писать не может), но при этом постоянно переставляет персонажей, меняет их, манипулирует ими. Поэтому «рассказам» я предпочел бы, в первую очередь, эссеистику, затем — мемуарные новеллы (именно в таком порядке).

Мемуары (и нет никакой гарантии, что это действительно случилось) немного отсылают не столько к Хармсу, сколько к позднейшим стилизациям под него: «Прозаик Сергей Юренев никогда не ходит в театр…» — из истории с названием «Анна», о том, как однажды пугающим образом поставили в театре «Анну Каренину» (описание спектакля — такая же греза, кошмар, галлюцинация, как фантазии, мешающие реальность и бред, влюбленного психа или другого персонажа, одержимого садо-мазохистскими отношениями с женой и постоянно реализующего их в своем грезящем сознании — в рассказе «Брусника»).

Влечение к смерти (или — любовь к смерти) объединяет все эти (в широком смысле «рассказывания») «рассказы о любви». Оказывается, и у Дон Жуана (Тирсо де Молина) или шекспировского Ромео приключения и у-влечения вызваны были настойчивым, совершенно юношеским стремлением к единственному желанному состоянию и единственной подлинной возлюбленной — к Смерти. Вариант смерти — молчание, или иначе — тишина (стремление к ней, по Скульской, — скрытая сюжетная пружина «Гамлета»).

Произведения классиков становятся у Елены Скульской инструментом для создания собственных фантазий: Лермонтов и «Маскарад», Пушкин и «Евгений Онегин», Шекспир и «Ромео и Джульетта» (вариант — «Гамлет»). В произведениях обнаруживаются детали и мелочи, неожиданные, не приходившие в головы, сами вопросы, которые автор ставит, не приходили в голову. Вроде того, что «почему Арбенин узнал дешевый браслет жены?» — Глаза шулера, «фотографировавшие руки». И вот ведь почему умный Лермонтов заменил уникальный платок Отелло типовым браслетом.

21.11.2017
Creative Writing School проведёт Зимний сезон 2018
подробнее…

27.10.2017
Роман Михаила Гиголашвили «Тайный год» вошёл в короткий список премии «Русский Букер».
подробнее…

20.09.2017
Creative Writing School открывает набор в филиал в Санкт-Петербурге и объявляет конкурс на бесплатные места и места со скидкой
подробнее…

18.09.2017
Creative Writing School проведёт осенний сезон 2017
подробнее…

07.06.2017
Лауреат «Русской Премии» Валерий Бочков покорил Красную площадь
подробнее…

07.06.2017
11 англоязычных рассказов Маргариты Меклиной вошли в сборник «Похититель соуса» (A Sauce Stealer)
подробнее…

22.04.2017
«Русская Премия» объявила имена лауреатов конкурса по итогам 2016 года
подробнее…

18.04.2017
Анонс вечера журнала «Новый Берег» в Москве
подробнее…

14.04.2017
Анонс пресс-конференции: объявление списка лауреатов «Русской Премии» по итогам 2016 года
подробнее…

27.03.2017
Creative Writing School открывает набор в летние мастерские и объявляет конкурс на бесплатные места и места со скидкой
подробнее…

« следующая | предыдущая »

Официальный партнер «Русской премии»

Центр Ельцина

Информационные партнеры

Литературное Радио

Онлайн школа писательского мастерства

REGNUM